Памяти выдающегося ученого
04.05.2009 от vice-editorВ этом году исполнилось сто лет со дня рождения академика Леонида Федоровича Верещагина, создавшего первые искусственные алмазы в СССР в 1959 году.
Для развития этого важнейшего направления было решено построить Институт физики высоких давлений в поселке ИЗМИРАН, и таким образом судьба Леонида Федоровича оказалась связана с будущим городом Троицк. Многие годы Л.Ф.Верещагин был председателем Совета директоров нашего научного центра (фактически – руководящим органом города) и решал вопросы развития Академгородка, строительства домов и больниц, распределения квартир и т.д. Поэтому вполне естественно, что наши городские власти откликнулись на инициативу научной общественности страны и организовали юбилейный семинар, посвященный этой дате.
Открывая семинар, глава города В.В.Сиднев отметил две стороны личности почетного гражданина Троицка Л.Ф.Верещагина: выдающегося ученого, решившего важнейшую научно-техническую проблему, и организатора, много сделавшего для развития нашего города. К столетию выпущена Памятная медаль, три первых экземпляра украшены голубыми бриллиантами, созданными в ТИСНУМе, их обладателями стали супруга академика, его дочь и сын. Памятные медали также вручались всем выступавшим на семинаре и многим гостям.
Заместитель председателя Троицкого научного центра, директор ИСАНа Е.А.Виноградов сказал, что именно Л.Ф. Верещагин сумел убедить правительство строить нормальный город, а не просто вынесенные за пределы Москвы филиалы институтов. Была также отмечена такая черта Леонида Федоровича как справедливость, которая была особенно ценна при жизненно важном деле распределения квартир между институтами.
Мы увидим небо в искусственных алмазах!
Директор ТИСНУМа В.Д.Бланк напомнил, что в этом году исполняется еще одна важная дата – 50 лет создания искусственных алмазов в нашей стране. Первыми такую проблему решили шведы, но по каким-то причинам не опубликовали свои результаты, а через полтора года, в 1955 это сделали в США. В Союзе теоретический расчет условий превращения углерода в алмаз был выполнен Лейпунским, практическое решение проблемы было поручено нескольким группам, но успеха добилась только Лаборатория сверхвысоких давлений Верещагина.
Важность проблематики искусственных алмазов в настоящее время даже возрастает, без них невозможен прогресс в самых разных областях. Они нужны для космической и атомной промышленности, для медицины и т.д. В каждом современном самолете порядка 200 датчиков на основе алмаза. Высокую точность обработки деталей невозможно обеспечить без алмазного инструмента. Сейчас идет перевооружение атомной промышленности: радиационные датчики на основе алмазов работают в сотни раз дольше полупроводниковых. Тепловыделяющие элементы в ядерных реакторах могут работать в разы дольше, если добавить в них наноалмазы. Термометры из легированных алмазов могут работать в диапазоне от температур жидкого гелия до 500 Цельсия. Скальпели для глазной хирургии имеют режущую кромку менее 5 нанометров, что можно получить только из выращенных кристаллов. Квантовые компьютеры возможно будет создать только на алмазной базе.
Многообразие и сложность задач требует создания новой алмазной промышленности. За прошлый год в России добыто 38 млн карат природных алмазов, но они не составляют конкуренцию искусственным. Для создания приборов, датчиков и т.д. надо иметь определенные параметры кристаллов. Чтобы подобрать два идентичных природных алмаза, надо перебрать миллион, параметры же искусственных можно задать условиями синтеза. Сейчас в России более чем на 100 ростовых установках выращиваются монокристаллы алмазов, десятки тысяч карат. Мы пока на третьем месте в мире по такой продукции, но в ближайшие годы будем вторыми. ТИСНУМ – технологический институт, он выполняет ключевую задачу – связь между наукой и производством.
Л.Ф.Верещагин мечтал, чтобы алмазы работали во всех отраслях, и это уже происходит. Он был смелым человеком, брался за новые проблемы – будь то искусственные алмазы или металлический водород. А когда молодежь ИФВД попросила его помочь со строительством теннисного корта, он тоже проявил смелость при решении финансовых проблем; он помогал активным и работящим.
Пример технического прорыва
После решения научной задачи – синтеза алмаза – встал вопрос о технологических разработках для начала промышленного производства. Благодаря активной позиции тогдашнего руководства республики эта задача была поручена киевскому Институту сверхтвердых материалов.
Нынешний директор ИСТМ Н.В.Новиков напомнил, что Верещагину и первому директору Бакулю удалось быстро наладить промышленное производство искусственных алмазов, так что СССР со временем довел его объем до 600 млн карат. В настоящее время ИСТМ разработал новые модификации СТМ, в том числе на основе фуллеренов, карбонитрида бора и т.д. Сейчас задача состоит в том, чтобы сделать СТМ как можно более дешевыми, чтобы стоимость не была препятствием для расширения их применения. ИСТМ сотрудничает с ИФВД, с ТИСНУМом – это важная миссия ученых поддерживать контакты, препятствовать силам, разъединяющим наши народы.
100 лет – период, который позволяет оценить вклад человека в историю, так что мы можем смело отнести Верещагина к тем выдающимся людям, которые решают основные проблемы. Только те, кто правильно использует свои таланты, могут продвинуться дальше. Он стоит в ряду таких, как Королев, Курчатов, и заслуживает памяти потомков – так завершил свое выступление украинский коллега.
Великий физик П.Л.Капица (всегда интересовавшийся экстремальными состояниями вещества) еще в военные годы отметил молодого Верещагина, занимавшегося вопросами упрочнения орудийных стволов с помощью высоких давлений, вспомнил профессор С.П.Капица. Кстати, ключевые проекты того времени – космический и атомный (алмазный можно считать в этом же ряду) осуществляли тоже молодые (до 40 лет) люди. Сейчас наша страна, да и все человечество стоят на некоем рубеже – сможем ли мы решить новые проблемы?
Человеческое измерение
Несколько человек, работавших с Леонидом Федоровичем в ИФВД, поделились своими воспоминаниями. (К сожалению, на этот семинар не пришел ни один человек из нынешнего руководства ИФВД).
Е.Г.Максимов, молодым теоретиком пришедший из теоротдела ФИАНа, рассказал, как Верещагин «крепко взгрел» его за резкую оценку работы одного из докладчиков на Ученом совете ИФВД. А потом объяснил, что не терпит, когда публично обижают человека. В личных беседах был любопытен, беседовал на равных. Он был выдающимся ученым и талантливым организатором.
В.А.Сухопаров напомнил этапы научной жизни юбиляра, в том числе начальные, когда Верещагин разрабатывал технику высоких давлений, а за создание компрессоров высокого давления был награжден Сталинской премией.
Е.Н.Яковлев, многие годы работавший заместителем Верещагина, пояснил, почему местом строительства ИФВД был выбран 40-й км Калужского шоссе.
Все средства Академии в тот период были брошены на строительство большого научного центра в Черноголовке. Но чтобы сохранить кадры, надо было найти место, куда сотрудники института могли бы ездить каждый день из Москвы. Леониду Федоровичу удалось убедить президента Академии наук М.В.Келдыша, что в Троицке надо организовать научный центр. Правда, официального постановления правительства об этом принято не было, поэтому вопросы развития города Верещагину приходилось на всех этапах пробивать лично. К примеру, Подольский райком партии запретил строительство жилья в Троицке, пока не будет построен новый корпус больницы Семашко. В принципе, Академия не могла расходовать деньги на строительство муниципального объекта, но Леониду Федоровичу удалось это «продавить».
Как иллюстрацию того периода, Евгений Николаевич рассказал историю комико-драматического стиля, когда М.В.Келдыш со своей командой неожиданно нагрянул в ИФВД в конце рабочего дня. После делового разговора выяснилось, что гости, ездившие по объектам, голодны. Но как их накормить, когда столовая уже закрыта? В общем, все обошлось благополучно, гости остались сыты и даже, после коньяка из бумажных стаканчиков, веселы.
Александр Гапотченко
Рубрики: Наука | Комментариев нет »