С журналистом ТрВ-Наука началась расправа
15.12.2010 от vice-editorВот что. Я сейчас обращаюсь к моим пишущим коллегам. К газетчикам, к информационникам на всяких новостных лентах, на сайтах. Может быть, на радио. К телевизионному народу я не обращаюсь – там сплошная тухлятина, и вообще «что я могу сделать, не имея выбора(тм), меня начальство заставляет». Но к тем, кто может что-нибудь сделать, – обращаюсь, да.
Может быть, кто-то из вас слышал мою программу на радио «Эхо Москвы» в минувшую пятницу. Я там пересказывал несколько эпизодов из замечательной статьи ученого из Казани, доктора физико-математических наук, сотрудника Института Биофизики и Биохимии РАН в Казани, Алексея Крушельницкого. Этот Крушельницкий опубликовал в последнем номере газеты «Троицкий вариант» статью о том, как воруют деньги в академических научных институтах на закупках импортного пайчного оборудования для лабораторий. Вот тут эта статья.
А вот он и сам:
Кстати, если кто не знает, газета «Троицкий вариант», – чрезвычайно интересное и профессиональное издание, которое с большим уважением читают все те, кому интересно, что в реальности происходит с российской наукой. Делают его люди в Троицке, под Москвой. Но получается издание, совсем не похожее на «городской листок», хотя делают его несколько научных сотрудников Академии наук и университетов на общественных началах, там нет ни одного штатного сотрудника редакции. И читают его – по меньшей мере на сайте, в электронном виде, – по всей стране. Но это так, к слову.
<…>
В общем, классический случай: «Газета выступила. Что сделано?» А вот что.
В казанском академическом институте, где он работает, Крушельницкому объяснили, что его работа «не имеет отношения к биологии», что он «давно уже работает не на отечественную науку, а на немецкого дядю». И отказали в праве отправиться на давно запланированную стажировку в крупный зарубежный научный центр, куда он и так собирался отправиться за свой счет. Подробности оперативных и хорошо скоординированных «ответных мер», которые он получил за свою газетную публикацию, Крушельницкий изложил на популярном среди ученых форуме SCIENTIFIC.RU. А коротко это выглядит так: или он просто сейчас уйдет из института (а для ученого это почти гарантированно означает отъезд из города, где никакой другой работы ему не найти), или останется тихо сидеть под кроватью, смирившись с концом своей научной карьеры и запретом на какие-либо контакты с коллегами. Совершенно очевидно, что в этом казанском институте Крушельницкого будут теперь жрать всем начальственным коллективом, пока не сожрут окончательно.
Так почему я обращаюсь сейчас к коллегам? А потому, что отлично понимаю: в соответствии с правилами и стандартами формирования «новостного потока» в сегодняшней прессе, все, что я тут рассказываю, на новостной сюжет в информационной, скажем, программе или на газетной полосе не тянет. Вот если бы Крушельницкого прямо так и увлолили, наутро после моей программы, или завели бы на него уголовное дело, – тогда да, могло бы и пойти в новости. А так – всего-навсего лишили ученого человека научной командировки: поду-у-у-умаешь, тоже мне – репрессии…
Это как тот дежурный лейтенант милиции, к которому я обратился пару лет назад с жалобой на телефонного хулигана, преследовавшего меня несколько месяцев руганью и угрозами по домашнему номеру. Этот лейтенант мне сказал: «Он Вам угрожает? Очень прискорбно. Но Вас же еще не убили? Вот когда он Вас убьет – обращайтесь, мы его найдем и накажем…»
И все-таки, коллеги, вы уверены, что тут не о чем говорить, не о чем писать, не о чем думать? Точно уверены? Это ваш окончательный приговор?
А?
Ну, хорошо. Тогда, может быть, мы хотя бы друг другу об этом расскажем? Или тоже не интересно? Пускай жрут?
Сергей Пархоменко
Источник: «Эхо Москвы», 14.12.2010
Рубрики: Наука, Общество, Разное | Комментариев нет »