Когда «15 минут» стремятся к бесконечности
01.12.2010 от vice-editorПро японских пчел
Смотрел как-то интересную передачу про пчел в Стране восходящего солнца. Особенно заинтересовал сюжет, как борются с нашествием шершней местные и завезенные европейские собиратели мёда. Европейские крупнее и мёда приносят больше, отважно бросаются защищать семью в случае нашествия, но, к сожалению, все гибнут. По той простой причине, что никак не реагируют, когда появляется шершень-разведчик. Пожужжат агрессивно и всё. Японские же пчелы, наоборот, основной упор делают на нейтрализацию разведчика. Накинутся, что называется, толпой, облепят и начинают усиленно жужжать, выделяя тепло. В результате шершень-разведчик от перегрева запотевает вплоть до летального исхода. Прошу обратить внимание, что здесь важен не исход, а способ, или, если угодно, подход. Коллективный подход к решению проблемы. Так о чем это собственно я?
Про время
Ожидание зачастую представляет собой весьма утомительный процесс. Секунды длятся нестерпимо долго, особенно, если человек куда-то спешит. По известному закону, чем сильнее спешит, тем труднее и дольше приходится ждать. Вам приходилось стоять около магазина или какой-нибудь кассы по продаже каких-нибудь билетов, рассматривая до мельчайших подробностей шрифт, стиль и высоту букв самого банального в мире объявления «ПЕРЕРЫВ 15 МИНУТ»?
Так бывает, что, прождав раза три-четыре положенные пятнадцать минут, можно уйти ни с чем. Унося в себе затаенную злобу на весь белый свет в целом и на работников этого торгового заведения в частности. Ситуации бывают разные, кто-то не смог купить подарок, а кому-то нужен был билет, в результате опоздание и дальше небольшие житейские неприятности обрушиваются, словно снежный ком. «Да чтоб они там все <…>!» – воскликнете, обманувшись в ожиданиях, и на этом всё закончится. Закончится лишь затем, чтобы другой человек точно так же стоял и клял на чем свет стоит работников заведения, объявивших перерыв, минут эдак на пятнадцать длиною часа в полтора. Почему так?
Потому что такими надписями продавец (изготовитель, исполнитель) расписывается в собственном неуважении к покупателю и потребителю. Напишите сразу «ПЕРЕРЫВ С 13:00 ДО 14:00», и не будут люди толпиться, ожидать истечения указанного времени, попробуют спланировать свой день и решить свои проблемы совершенно по-другому.
Потому что равнодушие слишком сильно укоренилось в нашей жизни.
Потому что гораздо проще ругать правительство, несовершенство законодательства и ущербность нынешней рыночной экономики, чем чуть-чуть напрячься и добиться исполнения тех же самых законов, правил, постановлений, распоряжений и инструкций.
Потому что в данном конкретном случае отстаивать права потребителей можно и нужно, пусть это и не поможет решить вашу проблему сейчас, но может послужить благом для других. И кто-то, купив билет, опаздывая на поезд, или сделав такую нужную покупку в условиях ограниченности собственного времени, скажет вам «спасибо». Не скажет? Ну и не страшно, главное, что порядка в стране стало чуть-чуть больше.
Как быть?
Поскольку мне самому неоднократно приходилось сталкиваться с подобной ситуацией, решил более внимательно рассмотреть законодательные документы. Разумеется, вопрос находится в плоскости ФЗ-2300-1 «О защите прав потребителей», где наши с вами права защищает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребназдор).
Согласно п. 1 ст. 9 данного закона «…продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске».
Но если вывеска в порядке, вся необходимая информация указана, а «киоск закрыт»?
В соответствии с п. 3 «Правил продажи отдельных видов товаров» (утверждены ПП РФ от 19.01.1998 г. №55) «В случае временного приостановления своей деятельности (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях), продавец обязан своевременно предоставить покупателю информацию о дате и сроках приостановления деятельности».
Вот оно! В нашей ситуации наиболее всего примечательна фраза про «и в других случаях».
Однако меня терзают смутные сомнения. Действительно ли при обнаружении обезличенной вывески «Перерыв 15 минут», длящийся n -ное время, имеет место быть нарушение закона, и потребители имеют право на свою защиту?
В наше компьютеризированное время нет ничего проще, чем обратиться за разъяснениями в соответствующий государственный орган. Воспользовавшись Интернет-приемной Роспотребнадзора МО, я получил исчерпывающий ответ (стр. 1 , стр. 2 ) по подобным ситуациям.
Позиция Роспотребнадзора проста и понятна: нарушение есть, привлечь недобросовестного продавца (исполнителя, производителя) можно, а, на мой взгляд, еще и нужно. Ответственность за подобные нарушения наступает в соответствии со статьей 14.8. КоАП РФ «Нарушение иных прав потребителей». Статья гласит (п. 1) «Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».
Доказательством данного нарушения будут являться: акт и фотографии. При фотографировании желательно настроить технику так, чтобы время отражалось непосредственно на фото. А для составления акта в произвольной форме привлечь одного или двух свидетелей. Требования к акту достаточно просты: составляется коллегиально (не менее двух составителей), содержат сведения о дате и времени составления, текст состоит из двух частей (вводной и констатирующей), в конце акта указывается количество составленных экземпляров. А дальше письмом направить заявление, фотографии и акт в адрес территориального органа Роспотребназдора того субъекта РФ, где находится продавец (исполнитель). Кроме всего прочего, недобросовестный продавец (исполнитель) на основании вашего заявления может быть подвергнут внеплановой проверке, а это чаще всего не входит в интересы продавца.
Попробуем!
Так при чем же здесь японские пчелы? При том, что подход у них правильный. Коллективный. Давно известно (и спорить с этим бессмысленно), что «один в поле не воин». А вот если не один, тогда результат может вполне превзойти все мыслимые и немыслимые ожидания. Порядка станет больше, а жизнь лучше. Может и не так, но что мешает попробовать?
Единственное, о чем хочется попросить: добиваясь уважения к себе, в частности, как к потребителю, не забывайте об уважении к другим.
С уважением,
Валерий Ермилов
Рубрики: Быт, Законность, Я не понимаю | Комментариев нет »